Восток или Запад
|Рассылка: Subscribe.Ru | RSS-лента Канал новостей |
Если встретятся два русских мужика в кабаке за рюмкой чая, то помимо наиважнейшего вопроса: "Ты меня уважаешь?" очень часто решают еще одну извечную проблему - к чему принадлежит Россия, к Востоку или к Западу. Этот вопрос терзает нас всякий раз, когда страна находится на переломе и распутье. А Россия почти всегда стоит на переломе, то у нас революция, то война, то голод, то бардак, но чаще всего - все вместе взятое. Отсюда и идеология западничества и славянофильства в 19 веке, евразийское и сменовеховское движение в 20 веке. Интересно, а кем видят нас другие этносы, например, японцы, считают россиян европейцами или видят Россию как часть некой восточно-азиатской общности? Если прямо спросить об этом японца, то вряд ли получишь вразумительный ответ, ведь этот вопрос является продуктом европейского логического мышления. А японцы о других государствах не размышляют с логической точки зрения. Как впрочем, и о своем собственном, они не думают об этом с точки зрения идеологии и логики, ведь они живут чувствами и эмоциями и делают ставку не на законодательство западного типа, а на неписаные моральные правила поведения в обществе.
Исторически сложилось так, что Россия открылась Японии в 19 веке как одна из стран-колонизаторов, которые стремились не столько вести торговлю, сколько захватить ее земли. Русские по своей внешности и поведению мало чем отличались от других европейских колонизаторов. Да и сейчас на улицах японских городов сразу трудно по внешности отличить русских от европейцев или белых американцев, причем под русскими японцы подразумевают и людей других наций, украинцы или грузины для них тоже русские. К русским в Японии относятся как к любым иностранцам европейской внешности, пока не узнают, что ты - русский, и сразу на лице у них появляется испуг и недоверие, в целом у России отрицательный образ. Большинство японцев, попадая в Москву, в основном относят россиян к европейцам, а её цивилизацию к западно-европейской. Хотя внешность есть вещь обманчивая.
Когда после революции Мэйдзи руководители Японии взяли курс на модернизацию страны, они направили большую ознакомительную миссию на запад, японцы из миссии сразу заметили, как к России относятся западные государства. Россия после поражения в Крымской войне казалась политически, технологически и экономически отсталой, несмотря на её богатую культуру. Японцы не считали Россию образцом вестернизации для своей страны. Количество японских студентов, направленных её правительством на стажировку, было гораздо меньше в России по сравнению с Западной Европой и США, им после возвращения в Японию не были предоставлены ответственные посты. Хотя Россия манила часть японской интеллигенции, особенно в области культуры, драматургии, музыки, балета и марксизма. Великодушие россиян и их теплота в общении стали ходовыми понятиями о России. Но общее представление японцев о русских было часто омрачено постоянным состязанием с Россией за влияние в Маньчжурии, кульминацией этого явилась русско-японская война 1904 года и японская интервенция в Сибирь. Русская православная церковь не смогла найти широкую поддержку среди японцев.
Monument of the Northernmost Point of Japan
На самой северной точке острова Хоккайдо, на мысе Вакканай, находится мемориальный памятник Monument of the Northernmost Point of Japan, построенный в 1963 году. Центральную часть мемориала составляет статуя молодой скорбящей девушки. Отсюда всего 43 км через пролив до острова Карафуто, который можно увидеть в ясный день. Монумент построен в честь всех депортированных японцев, вынужденных переселиться с Карафуто. Каменная статуя плачущей девушки смотрит на оставленный остров, она олицетворяет скорбь и ностальгию людей, покинувших свою родину.
До второй мировой войны японская элита придерживалась националистской политики и была настроена антисоветски, но часть интеллигенции находилась под сильным влиянием марксизма и была настроена просоветски. После окончания второй мировой войны в результате экономического развития Японии свыше 95% японцев относят себя к среднему классу, сейчас в японском обществе фактически исчезло классовое различие. Уровень жизни элиты почти не отличается от уровня жизни широких масс, да и общественное мнение формируют в основном не политики, а средства массовой информации, которые извлекают свои доходы поровну от рекламы и от подписчиков. В Японии вопрос подписки на ту или иную газету решают домохозяйки. Поэтому газеты и ориентируются на домохозяек, для которых большого интереса Россия не вызывает, кроме Дня Северных территорий, хотя это событие не столь значимое, да и образ России здесь негативный. Япония - самодостаточная страна, японцы могут спокойно жить без всякого контакта с иностранцами, общаясь между собой. Если даже они и думают о других странах, то прежде всего это события в Нью-Йорке, Сан-Франциско и Лос-Анджелесе плюс Париж и Лондон. Сейчас еще Южная Корея, Китай и Индия привлекают всё большее количество японских туристов. Россия же остаётся чуждой, далёкой и страшной страной для большинства японцев.
Остров Карафуто. Взгляд с острова Хоккайдо
У старшего поколения японцев имидж России более конкретный, у него ещё свежа память о Советском Союзе времен Второй мировой войны, когда Россия, нарушив договор о нейтралитете, незаконным образом держала в плену 600000 японцев, свыше 70000 человек из них погибли из-за холода и голода, а архипелаг Тисима до сих пор незаконно удерживается нашей страной. Для японцев более молодых поколений слово Россия ассоциируется с тоскливыми народными песнями, добрыми толстыми тетками в деревне и симпатичной куклой Чебурашкой. Русская литература, в том числе Федор Достоевский, практически потеряли свою популярность не только среди широких масс, но даже среди интеллектуалов. Подавляющее большинство японцев чётко отделяют Россию от Европы, их мнение таково, что постановка вопроса, принадлежит ли Россия к Западу или к Востоку, им кажется лишённой смысла. По их мнению, Россия точно не Европа. Слова же Александра Блока "Да, азиаты - мы!" в устах многих россиян способны принести обиду, так как агрессивность и меркантильность России противоречат восточной морали, да и Азия уже перестала быть символом отсталости. Резюме: для японцев Россия есть Россия, она ни Европа и ни Азия. Но только японские специалисты-слависты знают об этой проблеме, на японском телевидение, в журналах и газетах этот вопрос никогда не обсуждался, опрос не проводился и по большому счету японцам до лампочки, кем мы себя считаем, европейцами или азиатами. Думаю, все наши дискуссии о своей культурной идентичности и о национальной идее обусловлена комплексом неполноценности в отношении Запада, отсутствием свободы и гражданского общества.