Японские добытчики соли
|Рассылка: Subscribe.Ru | RSS-лента Канал новостей |
На гравюре Китагава Утамаро (1753-1806) японские девушки добывают соль на берегу моря, испокон веков это было чисто женское занятие. Для получения соли морскую воду наливали в керамический чан, а под ним разводили костер. Был и более эффективный способ производства соли - воду заливали в бассейн, где она испарялась под палящими лучами японского солнца. Потом полученные кристаллы разбавляли в чанах морской водой и выпаривали с помощью кострового огня. В любом случае соль получали из моря, которое всегда кормило японцев, основным источником животного белка для них была рыба. Еще японцы употребляли в пищу морские водоросли, в которых так много йода, моллюсков и другие морепродукты. Кстати, недостаток йода - большая проблема для многих этносов, вспомним деградацию центральноазиатских народов, наших соседей по коммунальной квартире в советский период. Многие этнологи считают, что вина здесь - дефицит йода. Но вернемся к японцам. Ловили они и китов, в Японии китовое мясо всегда считалось деликатесом. Море давало японцам не только калории и микроэлементы, но было источником соли, которая является важнейшим элементов для жизни человека. Без соли не могут обойтись даже боги. В святилище Исэ дважды в день приносят в пищу богам рис, воду и соль - три символа жизни. Соль обладает особой очистительной силой, её используют и во многих обрядах, посвященных богам. Эту соль называют не просто сио, а с особым уважением - мисио.
Выпаривание соли
В Японии отсутствуют залежи каменной соли, поэтому с незапамятных времен соль получают здесь с помощью выпаривания. Солевыпариванием занимались во многих местах архипелага, но наибольшую известность получили солеварни, расположенные на побережье Внутреннего Японского моря и в провинции Вакаса префектуры Фукуи. Специализация в деле солеварения была достаточно велика, поэтому наряду с рисом и сакэ, соль была основным товаром, который перевозили японские сухогрузы в период Эдо, три этих товара имели наивысший спрос.
"Женатые скалы" в Футами, одна из самых известных достопримечательностей Японии
Много соли добывали в Футами - местности, неподалеку от древнего города Исэ. Когда-то давным-давно, когда и Земли никакой еще и не было, а был один сплошной океан, решили боги, населявшие Небеса, заняться обустройством мира. Для этого отправили они вниз двух богов, у которых было особенное предназначение – создать жизнь. Идзанаги и Идзанами, спустившись к воде по радуге, остановились на самом ее краю, и Изанаги окунул в воду чудодейственное копье. Подняв его затем над водой, он стряхнул капли вниз. Падая, капли затвердели, и упав, стали первым островом. Спустившись на него, Идзанаги и Идзанами вскоре поженились и стали родителями еще множества островов, ставших впоследствии Японией, а также дали ей горы и водопады, цветы и деревья, ветер и дождь. Эта красивая легенда о происхождении Японских островов лежит в основе другого предания – истории двух скал, носящих название Мэото-ива, что означает «скалы мужа и жены». Находятся они на острове Хонсю, недалеко от города Футами. "Женатые скалы", соединенные ритуальной веревкой, символизируют собой двух богов, ставших прародителями Японии – Идзанаги и Идзанами, а веревка, вес которой, кстати, около тонны – это символ нерушимости и святости супружеских уз. Три раза в году на специальной церемонии монахи храма, находящегося напротив скал, меняют веревку, привлекая к и без того популярной достопримечательности еще больше туристов. "Женатые скалы" в Футами, одна из самых известных достопримечательностей Японии, они напоминают о богах, в легендарные времена создавших Японию. В Футами испокон веков используется старинный способ её добычи из морской воды во время приливов неподалёку от святилища Мисиодэн-дзиндзя. 5 октября проходит большой праздник Мисиодэнсай, связанный с традицией добычи соли в Футами.
На берегу Футами***Может некогда служилТушечницей этот камень?Ямка в нём полна росы.***© БасёНа берегу ФутамиСтранный есть с виду камень:Лунка на этом камнеРосою полна и стихами.Мне кажется я там был,И тушь в эту лунку лил,И кисточкой в тушь макаяЯ жил здесь, стихи слагая.Я ждал, когда друг придёт,Окликнет меня «Сайгё!»,И до глубокой осениМы пропадали в Ёсино.***© Александр Галямин
Salt Maidens on the Tago-no-ura Beach with Mount Fuji,
художник Судзуки Харунобу (Suzuki Harunobu, 1725 - 1770)
Всё здесь напоминает о древней Японии, поэтому и тянутся сюда японцы, чтобы почувствовать давно утраченное из-за жизни в шумных мегаполисах ощущение единения с природой, гармонии внутри себя и связи со всей Вселенной. Для паломничества в Футами существуют специальные дни, когда на берегу моря проводятся праздники и ритуально-обрядовые действа. Обилие праздников на этой земле роднит жизнь её обитателей с жизненным укладом и мировоззрением древних японцев, каждый день отмечавших праздники и отправлявших обряды, связанные с природой и её божествами и направленные на установление гармонии в мире.
Девушка выпаривает соль, Музей Виктории и Альберта, Лондон, 1828/30 год,
серия: Cthbz Suikoden of Women’s Customs from 108 Heroes,
художник Утагава Куниеси (Utagawa Kuniyoshi, 1797 - 1862),
На гравюре из лондонского Музея Виктории и Альберта художник Утагава Куниеси изобразил девушку, выпаривающую соль. В производстве соли были заняты почти исключительно японки. В правой руке девушка держит трубку кисэру, то ли курит табак, то ли балуется коноплей. Гравюра отпечатана в типографии Синдзо и опубликована в Эдо в 1828-1830 годах. Сделана она в жанре цветной ксилографии суримоно, который сочетает изображение и текст, нередко стихотворный. Суримоно имели различные размеры, но форма была почти всегда неизменной - квадратная, так же как неизменным было использование самой высокосортной бумаги. Возникновение суримоно обычно относят к 1765 году.
The Salt Maiden, 1770 год,
художник Судзуки Харунобу (Suzuki Harunobu, 1725 - 1770)
Важность соли для жизни японцев трудно переоценить, сейчас японские историки по добычи соли судят как в древности функционировала экономика в целом, отслеживая соляные товарные потоки в древней Японии. Расположенная между побережьями Японского моря и озера Бива, провинция Вакаса располагалась вблизи тогдашних столиц столиц Нара и Киото. Процесс доставки натурального налога начинался во второй декаде 8-ой луны. Каждый тягловый крестьянин в возрасте от 21 года до 60 лет был обязан поставить 21 килограмм соли. Крестьянские дворы доставляли эту соль в здание уездной управы. Там к каждому мешку с солью прикрепляли деревянную табличку моккан, на которой указывалось, в каком году, от кого, из какого села и в каком количестве поступил налог. После того, как эта процедура завершалась во всех уездах, начиналась доставка соли в столицу, причем эту операцию возглавлял сам управитель провинции. Путь до столицы занимал около четырех дней.
Добыча соли, Музей Виктории и Альберта, Лондон, 1828/30 год,
серия: Cthbz Suikoden of Women’s Customs from 108 Heroes,
художник Утагава Куниеси (Utagawa Kuniyoshi, 1797 - 1862)
Сделав столицу основным хранилищем налоговых поступлений, японский двор затем занимался их распределением в соответствии с нуждами своими и местными. Помимо потребления в самой столице, существовала и необходимость доставки соли туда, где ее не добывали. Логика централизованного государства того времени была абсолютно другой - налоговые поступления сначала складируются в столице, а уже потом отправляются туда, куда сам двор сочтет это необходимым. В отличие от подавляющего большинства других хозяйственных занятий, производство соли для японцев-аристократов - процесс поэтический. Дымок от костров под чанами с рассолом поэты воспевали по крайней мере с VIII века. Вот, например, стихотворение из антологии "Манъёсю":
***Дым от костров соляных,Что горят на береге в Сика,Не поднимается ввысьВетер дует,Стелет его между гор.***
Добыча соли, Музей Виктории и Альберта, Лондон, 1828/30 год,
серия: Cthbz Suikoden of Women’s Customs from 108 Heroes,
художник Утагава Куниеси (Utagawa Kuniyoshi, 1797 - 1862)
Помимом хозяйственного, соль обладает также и символическим значением, которое имеет своим истоком консервирующие свойства соли, в этом смысле Япония не отличается от других стран, где соль часто используется в различных ритулах очищения. Так, для отпугивания злых духов посыпают себя солью борцы сумо, перед возвращением домой - участники траурных церемоний, соль бросают в божницу, очаг и в колодец. Солью посыпают порог своих магазинов и нынешние торговцы.
Добыча соли, Музей Виктории и Альберта, Лондон, 1828/30 год,
серия: Cthbz Suikoden of Women’s Customs from 108 Heroes,
художник Утагава Куниеси (Utagawa Kuniyoshi, 1797 - 1862)
Добыча соли, Музей Виктории и Альберта, Лондон, 1828/30 год,
серия: Cthbz Suikoden of Women’s Customs from 108 Heroes,
художник Утагава Куниеси (Utagawa Kuniyoshi, 1797 - 1862)