О Минотавре, Пабло Пикассо и Усиони
|Рассылка: Subscribe.Ru | RSS-лента Канал новостей |
Минотавр (др. греч. Μῑνώταυρος, бык Миноса) - мифическое чудовище с телом человека и головой быка, жившее в лабиринте на острове Крит. Родился Минотавр от любви Пасифаи, жены царя Миноса, к посланному Посейдоном (в некоторых источниках Зевсом) быку. По преданию она прельщала быка, ложась в деревянную корову, сделанную для неё Дедалом. Царь Минос спрятал сына в подземном лабиринте, сооруженном Дедалом. Лабиринт был настолько сложным, что ни один вошедший туда человек не смог бы найти выход. Минос подозревал афинского царя Эгея в убийстве одного из своих сыновей и, чтобы отомстить, попросил Юпитера наслать на Афины чуму. Афиняне обратились за советом к оракулу, который сказал им, что эпидемия прекратится только в том случае, если они будут каждый год посылать на Крит на съедение Минотавру семь юношей и семь девушек.
Тесей, сын афинского царя Эгея (или бога Посейдона) и Эфры, 10-й царь Афин, явившись на Крит в числе 14 жертв, убил Минотавра ударами кулака и при помощи Ариадны (единоутробной сестры Минотавра - дочери Миноса и Пасифаи), давшей ему клубок ниток, вышел из лабиринта. Минотавр – это животная часть ума, а Тесей – человеческая. Животная часть, естественно, сильнее, но человеческая в конечном счете побеждает, и в этом смысл эволюции и истории.
Я жду. Сырой, холодный воздух,
Беззвездный мрак и тишина.
Не первый день мой длится отдых –
Без пищи, женщин и вина…
Копытом бью. Мычу и рою…
Но где же, где же вы – герои?
Творение рабов Дедала –
Подземный Лабиринт-тюрьма
Ах, Пасифия, ты мечтала,
И ты совсем сошла с ума…
И вот, печальный результат –
Атлета торс и бычий взгляд…
Но я на маму не в обиде -
Мой Лабиринт не так уж плох,
К тому же – всех иных – не видел…
И я силён почти как бог.
Семь девушек и семь героев,
Врагов критян и старой Трои,
Спустились…Слышу тихий хруст.
Сестрички Ариадны нить?
И с ними тот, кого Прокруст
Не смог, увы, укоротить…
Глупцы. Число ведь неслучайно.
Минос почти что выдал тайну…
Героев не украсят лавры!
Из ниш выходят минотавры…
***
© Андрей Медведев
Тезей, убивающий Минотавра, и Афина. Краснофигурный килик, мастер Эйсон,
425—410 гг. до н. э. Национальный археологический музей, Мадрид
Подобно другим персонажам, сочетающим человеческие и животные черты, Минотавр олицетворяет преобладание животного начала над духовным. Человек с головой быка, в отличие от Кентавра, является рабом своей звериной сути. То, что животную его часть составляет именно голова, которая ассоциируется с разумом, еще больше подчеркивает основную символику. Кроме того, Минотавр является стражем лабиринта - символа вселенского препятствия, воплощая в своем образе страхи, ужас, опасности и преграды. Вспомним, Виктор Пелевин написал так:
За дверью страшный Минотавр.
На топоре луна.
«Ах, Ватсон, все элементар…»
А дальше тишина.
На топоре луна.
«Ах, Ватсон, все элементар…»
А дальше тишина.
***
Pablo Picasso, Minotauromachy. 1935, Etching and engraving, Plate: 49.6 x 69.6 cm,
Abby Aldrich Rockefeller Fund, © 2010 Estate of Pablo Picasso / Artists Rights Society (ARS), New York.
Pablo Picasso (Spanish, 1881-1973), Bathers with Beach Ball,
1936, Oil on canvas, Private Collection.
Pablo Picasso, Minotaur
Минотавр – это дух времени, символическая репрезентация в виде человека с бычьей головой. В искусстве Минотавр стал темой работ многих художников, к его образу обращался и гениальный каталонец Пабло Пикассо. В его иллюстрациях в серии "Метаморфозы" Овидия, начатой в 1930 году, Минотавр вдохновил художника на сцены преследования, совращение и изнасилования. Его личная мифологизации о себе как о Минотавре, похотливому человеко-быку, занимает видное место в ряде работ, связанных с Дорой Маар (1907-1997).
Dora Maar (1907-1997)
Французская художница и фотограф Дора Маар (Dora Maar) была дочерью француженки из Турени и архитектора хорватского происхождения, выросла в Аргентине. В 1920 приехала в Париж, училась живописи и фотографии, сблизилась с сюрреалистами, в 1935 году открыла собственное фотоателье. Ее фотомонтаж «Папаша Убю» (1936) стал своего рода визитной карточкой сюрреалистического искусства.
Слева: Pablo Picasso - Дора Маар с короной из цветов - 1937
Справа: Pablo Picasso - Portrait of Dora Maar - 1937
В 1936 в парижском кафе «Дё маго» Поль Элюар познакомил Дору Маар с Пабло Пикассо, чьей подругой, моделью и музой она стала на 9 лет. Маар много фотографировала каталонца, под его влиянием обратилась к живописи. В 1945, после разрыва с Пикассо, Маар пережила тяжелый душевный кризис, лечилась в психиатрической клинике у Жака Лакана. Любовь довела ее до психушки, и не отпускала до самой смерти. После выставки живописных работ (1957) на долгие годы затворилась в своей квартире, писала стихи и картины, была почти забыта. В полной мере живописное наследие Маар, высоко оцененное публикой и критикой, было представлено лишь на посмертной ретроспективной выставке в 1999 году.
Pablo Picasso, Dora and the Minotaur, 1936
Пикассо часто создавал изображения грустящей Маар, но меня больше привлекла серия работ о Минотавре и Доре Маар, где Минотавр - сам Пабло Пикассо.
***
Корка талого неба на белой тарелке,
Четверги, вилка, ножик, обед без приправ,
Циферблат заморожен полуденной стрелкой,
В лабиринте салфеток живёт Минотавр.
Лёгкий шарф обозначил присутствие кресла,
Обогнул, словно остров, кирпичный проём,
Я в какой-то из дней этих светлых воскресла,
Чтоб понять, далеко ли с тобой заплывём.
Одичавшие розы и сотни отмычек,
Дебаркадер не в шутку наметивший курс,
Корка талого неба с душой черепичной,
Преднамеренно сжатый иголками пульс,-
Всё осталось на прежних местах и без толку
Отчеканивать имя твоё на листе, -
Полдень выльется из апельсиновой дольки,
Южным ветром на крышах начнёт шелестеть.
Я и ты. Адриатика нам не поможет,
В лабиринте салфеток уснул Минотавр.
Слышишь, сердце стучит под звериною кожей
Хроматической гаммой на восемь октав?
***
© Автор: Анатомия Души
Корка талого неба на белой тарелке,
Четверги, вилка, ножик, обед без приправ,
Циферблат заморожен полуденной стрелкой,
В лабиринте салфеток живёт Минотавр.
Лёгкий шарф обозначил присутствие кресла,
Обогнул, словно остров, кирпичный проём,
Я в какой-то из дней этих светлых воскресла,
Чтоб понять, далеко ли с тобой заплывём.
Одичавшие розы и сотни отмычек,
Дебаркадер не в шутку наметивший курс,
Корка талого неба с душой черепичной,
Преднамеренно сжатый иголками пульс,-
Всё осталось на прежних местах и без толку
Отчеканивать имя твоё на листе, -
Полдень выльется из апельсиновой дольки,
Южным ветром на крышах начнёт шелестеть.
Я и ты. Адриатика нам не поможет,
В лабиринте салфеток уснул Минотавр.
Слышишь, сердце стучит под звериною кожей
Хроматической гаммой на восемь октав?
***
© Автор: Анатомия Души
Есть аналог Минотавра и в японской культуре, называется он Усиони (Ushi-oni, 牛 鬼), только в отличии от древнегреческого человека-быка он является морским чудовищем с головой быка и телом гигантского паука или краба. Это существо еще называют gyūki, существуют различные виды японского Минотавра, все эти чудовища в фольклоре Страны восходящего солнца с рогатой крупной головой. Самый известный Усиони появляется в качестве защитного символа в Усиони-мацури, который проходит в конце июля в Uwajima, префектура Эхимэ. Другой не менее известный Усиони является жестоким морским чудовищем, которое живет у побережья префектуры Симанэ и в других местах в Западной Японии и нападает на рыбаков. Он часто изображается с телом паука или краба. Еще один Усиони изображается как статуя на основании храма Negoroji в Такамацу, префектура Кагава. Это двуногий монстр с огромными бивнями. Знак рядом объясняет, что это существо терроризировало японцев около четырехсот лет назад, и было убито лучником по имени Ямада Курандо Takakiyo (山田 蔵 人 高清).