Хорагай - японский горн из раковины
|Рассылка: Subscribe.Ru | RSS-лента Канал новостей |
Хорагай (Horagai) или Jinkai - большие раковины в ажурных корзинах, которые применялись в Японии в качестве трубы-горна на протяжении многих веков. Хорагай используется буддийскими монахами ямабуси в религиозных целях по крайней мере 1000 лет и до сих пор применяется в некоторых ритуалах. Каждая школа Сюгэндо имеет свои мелодии хорагая. Ямабуси применяют их, чтобы общаться друг с другом через горы, величественный звук служит для подачи сигналов в горах на очень большие расстояния, а также их мелодия сопровождает пение сутр. Специальные школы до сих пор учат студентов, чтобы играть традиционную музыку, связанную с этой раковиной. В отличие от большинства раковин из других частей мира, имеющих только один звук, японская хора может производить три или пять различных нот. Разная тональность звуков достигается за счет использования бронзовых или деревянных мундштуков, которые крепятся к вершине шпиля оболочки. На морозе, который часто бывает в горных районах Японии, губы могут прилипнуть к металлической поверхности, поэтому часто использовали деревянные или бамбуковые мундштуки.
По латыни раковина называется Charonia Tritonis, это моллюск Тритон Харония или Рог Тритона. Раковина довольно большая, длиной до 45 см, с овальным ярко-оранжевым устьем. В древнегреческом мифе Зевс наградил Пана Рогом Тритона, которым тот издавал громкие звуки. В Тихом океане моллюск обитает от Филиппин до Окинавы и живет на мелководье на коралловых рифах.
Хорагай использовался в Японии и в военных целях. Самураи применяли горн-хорагай для боевых сигналов в сражениях. Многие дайме привлекали ямабуси служить трубачами (kai yaku) в войсках. Глубокие резонирующие монотонные немелодичные звуки ямабуси использовали для ретрансляции сообщений. Звук хорагая часто используется в кинофильмах и телевизионных драмах как символический эффект, указывающий на предстоящее сражение.
Тоётоми Хидэёси трубит в горн. Художник Ёситоси Цукиока, 1888 год
Англоязычная Википедия считает, что традиция использовать раковины в качестве горна индийского происхождения и вместе с буддизмом попала в Японию через Корею в период Нара (710 - 794 годы). Звук раковины отгонял злых духов. Мне кажется, что японский хорагай восходит к тибетскому Dung-Dkar, звук которого был символом воззвания к миру буддийского закона. Но такие раковины использовались и до того, как в Тибет проник буддизм, в частности в тибетской религии бон и имеют, возможно, еврейские корни. Dkar в Тибете применялся для вызова добрых духов, чтобы помочь вырастить скот и продукты питания, а так же для изгнания злых духов, которые вызывали заболевание и гибель.
Еврейский рог шофар
Вероятно, часть евреев из потерянных 10 колен Израиля через Великий шелковый привнесли в Тибет свой древний духовой музыкальный инструмент шофар, бараний рог, в который трубят во время синагогального богослужения на еврейский Новый год (Рош Ха-Шана ) и Судный день (Йом-Кипур). В древности шофар использовался как сигнальный инструмент для созыва народа и возвещения важных событий, а также во время войны. Звуки шофара, по преданию, обрушили стены Иерихона (иерихонская труба). Вместо еврейского рога шафар ямабуси использовали раковины, так как овец в Японии не было. А традиции горных отшельников нет у буддистов в Китае, Корее и Индии.