О японских барсуках
|Рассылка: Subscribe.Ru | RSS-лента Канал новостей |
В 1952 году в Штатах был опубликован роман американского писателя Альфреда Бестера "Человек без лица" (The Demolished Man). Главный герой научно-фантастического романа Бен Рич мучается по ночам от постоянных кошмаров, в которых к нему приходит Человек без Лица. Этот роман стал предтечей стиля киберпанка, здесь сильно влияние психоанализа, присутствует киберпространство, виртуальная реальность и искусственный интеллект. Через 20 лет, в 1972 году вышел в свет роман швейцарско-американской писательницы Изабель Холланд (1920-2002) "Человек без лица" (The Man Without a Face). Герой романа 12-летний Чак знакомится с таинственным отшельником - человеком без лица. Отец Изабель Холланд во время Второй мировой войны был американским консулом в Ливерпуле, Англии. Переехав в Америку в 1940 году, Холланд пишет готические романы и романтические триллеры. В 1973 году Мел Гибсон сделал экранизацию романа Изабель Холланд, это был его дебют в кино. Как видим, тема Человека без лица популярна в мировой культуре. В живописи эта тема тоже присутствует, один из шедевров - работа гавайского художника Эдвина Усиро, фрагмент которой изображен на фотографии вверху. А восходит Человек без лица к одному из японских оборотней по имени нопэрапон.
Эдвин Усиро, гавайская школа, 2006
На самом деле это существо в Японии называется Ноппера-бьё (Noppera-bō, のっぺら坊). Нопэрапон с виду вполне человекоподобный, но не имеющий своего лица. Сам по себе нопэрапон не агрессивен. Но ужас того, кто имел несчастье познакомиться с ноперапоном, безграничен. Этот безликий призрак вызывает чувство иррационального, ужас пронизывает того, кто вместо лица видит пустой лиловый пузырь. Вместо него у нопэрапона гладкая как лист кожа, его лицо похоже на гладко-лиловый пузырь, или на яйцо, или на волдырь после ожога. Поэтому нопэрапон вынужден воровать чужие лица.
Иногда нопэрапона ошибочно называют мудзина (Mujina, 貉). В английский язык, особенно на Гавайях, где мифы об обакэ весьма популярны, это название привнес ирландско-японский писатель Лафкадио Херн (Коидзуми Якумо), который ошибочно назвал в своем рассказе безликого монстра Mujina. Ноппера-бьё, как считалось, трансформация енотовидной собаки или барсука, отсюда и название, которое Херн объясняет в своих заметках. На самом деле мудзина - это оборотень барсук, не имеющий к безликому призраку никакого отношения, о японском барсуке я и хочу рассказать.
Тануки
На Японских островах очень много оборотней. В отличие от европейских, это не люди, ставшие животными, а наоборот. Японский оборотень - это животные, принявшие человеческий облик. И они не такие кровожадные. Если европейский вервольф вызывает страх, то японские оборотни вызывают скорее улыбку. Я уже не один раз рассказывал о лисе кицунэ, енотовидной собаке тануки. Тануки, впервые появившись в XIII веке, топили охотников, осмеливавшихся стрелять уток на горном озере, и, превратившись в монаха, пожирали людей. Но со временем тануки становились все более безобидными, играя шутки с простодушными деревенскими японцами. А сейчас тануки кроме безмерного потребления саке, могут лишь пошарить у девушки под кимоно или позволить себе другие вполне безобидные вольности.
О тануки написано много, они популярны у японцев и любимы ими. Люблю его и я, поэтому много писал о нем. А вот о японском барсуке у меня ничего нет. Надо восполнить этот пробел. Японцы своего барсука называют мудзина (狢, むじな, Mujina). Мудзина способны превращаться в людей, преследовать и очаровать их, но они не таки хитры и опасны как лисы, поскольку в них отсутствует божественность, придающая животному в человеческом восприятии черты существа высшего порядка. Еще в древней Японии считалось, что в его животе есть магическая жемчужина, заключающей в себе сверхъестественную силу, как у китайских лис–оборотней. Эту жемчужину подносили императору или сохраняли в храме. В те времена мудзина уже обладали способностью превращаться в человека, об этом написано в хронике Нихон сёки, но после VIII века мудзина надолго исчезают из литературы, появляясь вновь лишь в XVIII веке.
Мудзина - это маленькое покрытое мехом животное, которое является мастером по смене личины и околдовывания людей. Мудзина по харатектеру своему существа незлобные и к насилию не склонные. Могут подшутить над кем-нибудь, но не до крови. Хотя людям злым лучше с ними не встречаться, могут выставят на посмешище. Настоящий облик этого существа описывается очень расплывчато, часто он описывается как барсук, а может это еще один вид тануки. Несмотря на то, что один зверь пушной, а второй относится к семейству псовых, барсук и енотовидная собака имеют схожий окрас и форму. Они трудноразличимы, и в древности их принимали за одно животное. Даже если их различают, то возникает путаница с именами - в одной провинции под именем тануки могут фигурировать барсуки-оборотни, а еноты будут называться мудзина, а в соседней провинции — наоборот. Собирательный термин барсук в японском фольклоре представлен тремя разновидностями - тануки (狸), мудзина (狢) и мами (貒), причем тануки часто комбинируемая с лисицей в термине кори (狐狸, что означает "лисы и барсуки".