О японских пиратах и развитии мореходства
|Рассылка: Subscribe.Ru | RSS-лента Канал новостей |
Япония со всех сторон окружена морями и океаном, на их архипелаге есть даже внутреннее море, поэтому морская стихия им была родной, к которой они сумели приспособиться с незапамятных времен, когда их предки заселили острова. Японцы выработали особый тип небольших судов фунэ, обладавших превосходными мореходными качествами. Именно на фунэ японцы предпринимали свои лихие набеги на берега азиатского материка, оставив о себе память в корейских сказках. Хотя, по правде говоря, мореходами японцы были неважными - их плоскодонные суда конопатились водорослями и годились только для прибрежного плавания.
Морское сражение за Dan-no-Ura в 1185 году
Карта походов японских пиратов
Большой вклад в развитие японского мореходства внесли пираты. Японские пираты назывались вако. Термин «wōkòu» китайского происхождения и японцы произносят его как «вако». В этом слове «wō» (倭) обозначает принадлежность к Японии, т.е. «японский», а «kòu» – «бандит, враг, агрессор». Самое раннее упоминание «вако» встречается в 414 году касательно японских агрессоров. Вако терроризировали берега Кореи и Китая и первоначально состояли в основном из военных, торговцев и контрабандистов. Среди вако было много этнических китайцев, поселившихся на берегах Японского архипелага. Пираты начали активно промышлять в японских морях в начале XIII века. В те времена Китай запрещал своим подданным в личном порядке торговать с иностранцами, так что торговля между Китаем и Японией происходила исключительно на государственном уровне. Власти Китая полагали, что ограничение частной торговли заставит вако уйти в другие места, но это только привело к тому, что многие китайские торговцы решили торговать с Японией и дальше, только незаконно.
После попытки монгольского вторжения в Японию Хубилай-ханом в 1274 и 1281, об этом смотри мои посты Божественный ветер и Историческая страничка. Залив Хаката, японские вака стали весьма активно участвовать в грабежах берегов Китайской империи. Такие события вывели вако на второй важный этап развития – японские пираты в XVI веке сговорились со своими китайскими коллегами и усилили таким образом свои силы. За этот период состав и руководящая верхушка вако значительно изменились и стали более китайскими. К 1550-х годам вако орудовали по всем морям Восточной Азии, заходя даже в такие большие речные системы как Янцзы.
Японские войска вторгаются в Корею
Япония имеет длительную историю морских взаимодействий с азиатским континентом, включая транспортировку войск между Японией и Кореей. Для переброски войск были мобилизованы все суда, включая торговые и суда пиратов, более подробно смотри мой пост Японо-корейская война. Подготовка к вторжению.
Ода Нобунага и Тоетоми Хидэеси
Япония провела крупные военно-морские усилия по укреплению потенциала в 16 веке, в период воюющих государств, когда феодальные правителеи, борющиеся за господство, построили огромный прибрежный флот из нескольких сотен судов. Примерно в то же время Япония по приказу Ода Нобунага разработала один из первых кораблей-броненосцев, судно было построено в 1576 году. В 1588 году Тоетоми Хидэеси издал запрет на пиратство вако; пираты затем стали вассалами Хидэеси и были включены в морские силы, их использовали для японского вторжения в Корею.
Прибытие португальцев в Японию.
Япония начала строить свои первые большие океанские корабли в начале 17 века, после контактов с западными странами во время периода Эдо. В 1613 году дайме Сендай с согласия бакуфу Токугава построил 500-тонный корабль типа галеона, который перевозил японское посольство на американский континент, а затем продолжил плавание в Европу. С 1604 года было построено около 350 судов нового типа (Red seal ship), сочетающих восточную и западную морские технологии. Корабли были вооружены с учетом некоторых западных технологий, они использовались главным образом для торговли с Юго-восточной Азией.
1634 год. Японские корабль типа Red seal ship,
сочетающий восточную и западную морские технологии
Начиная с 1640 года, на протяжении более 200 лет Япония выбрала путь изоляции, который запрещал контакты с Западом, искоренялось христианство, было запрещено строительство морских судов под страхом смерти. Контакты осуществлялись через голландский анклав Дэдзима , об этом смотри мой пост Историческая страничка. Dejima Island. Однако разрешалось изучение огромного количества знаний, связанных с технологическими разработками и западной научной революцией. Это исследование западной науки позволило Японии развиваться в областях, относящихся к военно-морским наукам, таким, как картография, оптика или механической науки. Всестороннее изучение западного метода судостроение возобновилось в 1840 году во время позднего сегуната Токугава.
Shohei Maru (1854) была построена по голландским техническим чертежам
Во второй половине XVIII века Япония погрязла в коррупции типа путинской России, но уже появились люди, не только понимавшие, что дальше так жить нельзя, но и начавшие действовать. Главными идеологами среди них оказались представители школы национальных наук, стремившиеся восстановить былое влияние синто, потому что именно там они видели идеи для обоснования исконных прав императора на управление страной. Значительную роль в этом сыграло учение Мотоори Норинага, пришедшего к выводу, что "зло в общественных низах исходит от зла в общественных верхах", и утверждавшему, что именно Япония является центром вселенной, а не Китай. "Мы произошли от богини Аматэрасу, - говорил Норинага, - а значит, стоим выше других народов". Так он стремился укрепить у японцев уверенность в себе, возродить дух патриотизма.
Китайские войска, с их русскийми советниками,
сдались адмиралу Itoh Sukeyuki в битве WEIHAIWEI.
Mizuno Tоshikata принимает капитуляцию китайских сил после битвы в 1895 году
Идеи Норинага легли в основу патриотических устремлений, которые в середине XIX века помогли японцам отстоять независимость. Началась борьба за объединение страны. Осваивались новые пахотные земли, совершенствовались орудия труда, улучшалась система орошения, строились суда и укреплялись армия и флот. Все это привело к тому, что возродился Императорский флот, появились японские флотоводцы, принесшие победу японскому духу в Китайско-японская войне (1894-1895) годов. В первой китайско-японской войне Верховным главнокомандующим Объединенного флота стал адмирал граф Itoh Sukeyuki (1843-1914), он выиграл несколько морских сражениях против Китайской империи.