О пурпурном цвете
|Рассылка: Subscribe.Ru | RSS-лента Канал новостей |
На фотографии - фрагмент фрески Сикстинской капеллы в Ватикане кисти великого Микель-Анджело, на которой изображен еврейский пророк и священник Иезекииль. Этот пророк был пленен вавилонянами и жил в посёлке Тель-Авив близ Ниппура, одного из религиозных центров Вавилонии. Здесь, у реки Ховар, пророку явился Бог в виде человека, всего было несколько видений. По результатам этих видений Иезекииль написал в Вавилоне "Книгу пророка Иезекииля", которая стала составной частью Библии и вошла в Ветхий Завет. Авторство книги и её принадлежность к библейскому канону никогда не оспаривались. В своей книге Иезекииль предсказал не только пришествие Избавителя и возвращение иудеев из плена, но и разорение Тира, Сидона, Идумеи и Египта, за то, что их народы радовались разрушению Иерусалима : "И ты, сын человеческий, подними плач о Тире... Узорчатые полотна из Египта употреблялись на паруса твои и служили флагом; голубого и пурпурового цвета ткани с островов Елисы были покрывалом твоим. Они торговали с тобою драгоценными одеждами".
Финикийцы
Город-государство Тир был крупнейшим портом древней Финикии, в библейские времена эта страна называлась Ханаан и располагалась между рекой Иордан и Средиземным морем. Слово "Ханаан" означает "страна пурпура". Жители Ханаана не только изобрели алфавит, который лег в основу греческого и латинского письма, но и первыми в древнем мире научились добывать из моллюсков пурпур и окрашивать им одежды. Пурпур - краситель различных оттенков от багряного до пурпурно-фиолетового цвета, извлекавшийся из морских моллюсков. Это натуральный краситель, его очень ценили в древности, поскольку краска не увядает со временем, а становится более ярким и интенсивным с выветривания и солнечного света. Для производства пурпура финикийцы использовали моллюсков трёх видов из семейства Мурексов (Muricidae) - Murex brandaris L. (Bolinus brandaria), Hexaplex trunculus и Thais haemastoma. В зависимости от вида моллюсков и технологии крашения ткани получали окраски различных цветов и оттенков. Все мурексы обладают красивыми, разнообразной формы, раковинами. Но главная и удивительная особенность мурексов – наличие в мантии, на стенке жаберной полости, особой железы, которая вырабатывает пурпур – чудесное вещество, необыкновенно красивый краситель, дающий разные цвета - бордовый, лиловый, лилово-синий, лилово-красный, тёмно-синий, огненно-красный, тирский пурпур, фиолетовый.
Bolinus brandaris
Болинус брандарис (Bolinus brandaris) вначале по Карлу Линнею назывался Murex brandaris, это моллюск из семейства Мурексов. Обитает в Средиземном море, у берегов Португалии и побережья Западной Африки, был найден на отдельных коралловых пляжах атоллов в Индийском океане и Южно-Китайского моря. Высота раковины от 60 до 90 мм. Раковина обычно золотисто-коричневого цвета. Внутренняя губа устья сильно отвернута наружу. У некоторых раковин длинные и острые шипы, а у других раковин на месте шипов имеют лишь тупые выступы. Обитает на мелководье на скалистых и каменистых грунтах. Этот моллюск использовался для получения пурпура огненно-красного оттенка (тирский пурпур).
Hexaplex trunculus
Обрубленный мурекс (Hexaplex trunculus) - моллюск из семейства Мурексов. Длина раковины 35 - 108 мм. Обитает на побережье Средиземного моря. Раковина небольшого или среднего размера, веретеновидно-овальной формы, она довольно крепкая. Окраска раковины сильно варьирует у различных особей. Пурпур данного вида представляет собой смесь пурпурного и синего индиго и имеет голубовато-фиолетовый цвет.
Таис гемастома (Thais haemastoma)
Таис гемастома (Thais haemastoma) - моллюск из семейства Мурексов, обитает в Средиземном море, в Атлантическом океане - на всем побережье западной Африки, в Карибском море, на побережье Флориды, Бермудских островов, Бразилии. Высота раковины до 80 мм. Раковина толстостенная и крепкая. У нее сглаженные шипы, располагающиеся по спиральным ребрам, они сильно варьируют по величине и степени выпуклости. Окраска раковины от серо-коричневой до белой с отдельными коричневыми пятнами. Окраска устья от бледно-розовой до ярко-оранжевой. Обитает на небольших глубинах. Обычный, часто встречающийся вид. Пурпур данного вида имел фиолетовый цвет.
Окрашенная пурпуром шерсть
Разнообразие оттенков было следствием изготовления краски из трех видов моллюсков, только Murex brandaris (Bolinus brandaria) давал красный цвет, а два других вида - давали краску с фиолетовым оттенком. Также у разных производителей пурпура имелась своя технология его получения, что ещё более разнообразило палитру оттенков. Ткань, окрашенная пурпуром, стоила огромных денег, потому что для производства 1 г краски требовалось около 10 000 раковин моллюсков. Поэтому 1 кг тирской шерсти, окрашенной дважды, стоил примерно 2 тыс. динариев. Эту сумму трудно перевести на современные деньги, но все же попробую. В начале I века римский динарий чеканился из чистого серебра. Но римское правительство постоянно стремилось истратить больше, чем было в казне и занималось раздуванием денежной массы. При Нероне в динарий стали подмешивать до 10% других металлов, при при Марке Аврелии - 25%, а к началу III века это соотношение перевалило за 50%. К концу III века динарий уже состоял из чистой меди, а уровень цен был примерно в 30 раз выше, чем в начале I века. Не такая и большая инфляцию за три века, кстати. Но в любое время римский динарий почти равнялся греческой драхме и соответствовал дневному заработку римского солдата, это был своеобразный прожиточный минимум. Чтобы оценить масштаб цен, приведу пример. Например, добрый самаритянин дал хозяину гостиницы два динария за уход за пострадавшим, а ароматы из Вифании стоили более 300 динариев. На современном нумизматическом рынке динарий по-прежнему стоит около дневного заработка, это примерно равно 50$. Тогда выходит, что 1 кг тирской шерсти стоил на совремменные деньги 2000 х 50 = 100000 американских долларов, то есть за такие деньги можно купить квартиру в современной Москве.
Иуда Искариот, получающий плату за предательство. Художник Джотто ди Бондоне
Кстати, интересно оценить по этой методике 30 серебренников Иуды. Как считал евангелист Матфей, за эти деньги Иуда сдал Иисуса Христа. В Иудеи тогда в обращении был серебряный шекель или сикль. Шекель весил 14 граммов серебра, соответсвенно 30 серебреников - 420 граммов серебра. Шекель равнялся по весу четырем динариям или четырем драхмам. 30 серебреников были равны 120 динариям или 6 тыс. американских баксов. Иуда от предательства богачом, конечно, не стал, но сумма вообщем-то не малая, не знаю как в современном Израиле, но в тогдашней Иудее он мог за эти деньги купить участок земли.
Апостол Иуда Искариот
***
Иуды дули в свои дуды
Летали лебеди и гуси
Бледнели люди. Ждали чуда
Но не роптали – были трусы
Сидели тихо комиссары
И Феликс не взлетал как феникс
И не постигла божья кара
Предателей, несущих ересь
И на костях страны иуды
Сплясали дьявольские танцы
Дух тленья, похоти и блуда
Манил и требовал отдаться
Смертельных требуя мутаций
Чума пришла и овладела
Не дайте Родине достаться
Ни эллину, ни иудею!
***
© Алина Витухновская
Крашенная моллюском ткань из развалин дворца Ирода в Масаде
Но вернемся к финикийцам. Любознательный римлянин Плиний Старший так описывал технологию получения пурпура, которую использовали финикийцы. Прежде всего, надо было выловить моллюсков нужного вида – достаточное количество краски можно было получить только из трех видов. Раковину разбивали и извлекали расположенную в полости мантии пурпурную железу, содержащую прозрачную жидкость. Добытые железы или моллюсков целиком давили каменными прессами и три для выдерживали в растворе соли. Затем получившийся раствор помещали в металлические котлы и выпаривали на слабом огне в течение 10 дней. После этого материал, который необходимо было окрасить, пропитывали все еще беловатым раствором и сушили на солнце. Только под действием солнечных лучей и кислорода воздуха полученное вещество последовательно меняло цвет – сначала на зеленовато-желтый, затем на зеленый, синий или пурпурный. Благодаря различиям в способах обработки исходного красящего вещества, неоднократным пропиткам и другими приемам финикийцы достигали широкого спектра конечных оттенков окраски тканей – от ярко-красного до темно-фиолетового.
Финикийский корабль под пурпурными парусами
Так как пурпур был очень дорогим, он считался символом власти, славы и богатства. Только самые зажиточные люди могли носить пурпурные одежды. Римляне импортировали пурпур из Финикии. Верховная власть Древнего Рима, желая сохранить свою привилегию на пурпур, старалась регулировать использование пурпурной ткани специальными законами, направленными против роскоши нарядов. По указу Нерона облачаться в пурпур мог только император, а частным лицам запрещалось использовать этот цвет в одежде.
Purpura patula pansa
Во времена колонизации Америки испанские конкистадоры увидели ткани, окрашенные в пурпурный ярко-фиолетовый цвет, на американских индейцах в Мексике. Испанцы были поражены стойкостью этого цвета, причем, когда ткани стирали, цвет становился еще более ярким. Индейцы Мексики, в особенности миштеки, для добычи пурпура использовали моллюска Purpura patula pansa, родственника мурексов, которых ловили финикийцы в Средиземном море. Purpura patula pansa живет вдоль побережья Тихого океана от Мексики до Перу. Этот моллюск выделял жидкость кремового оттенка, но под действием воздуха и солнечного света краситель приобретал пурпурный цвет. Благодаря уникальной особенности этого натурального красителя, волокна тканей окрашиваются без последующего закрепления. Индейцы ловили моллюсков в Тихом океане, в отличии от финикийцев, их не убивали. На моллюска дули, заставляя выделять ценную жидкость, которая капала прямо на ткань, а затем отпускали в море. В период размножения моллюсков отлов прекращался.
У нас в России принято определять пурпур как оттенок красного, у англичан слово purple означает фиолетовый цвет в разных его вариантах, включая розовый и малиновый. Пурпурный цвет, основу которого составляют синий и красный цвета, имеет и другие оттенки — от лилового до темно-красного. В древности пурпуром называли также и малиновый цвет. Естественным эталоном для него является пурпур древних, такой цвет можно получить, смешивая синий (или фиолетовый) свет с красным. Пурпур в Японии является традиционным атрибутом императорской семьи, японцы фиолетовый цвет называется мурасаки. Как правило, фиолетовый цвет бывает нежного, лавандового оттенка. Члены императорской семьи не всегда носят этот оттенок, но на публичных официальных мероприятиях он является символом династии. С давних времен фиолетовый – цвет японского императорского дома и благородной красоты, цвет одежды придворных дам. Об этом упоминает древнейший в мире роман "Гэндзи моногарати". Любимые цветы японцев - глицинии нежнейшего фиолетового цвета и фиолетовые ирисы, единственные цветы, которые можно было дарить самураю.
Глициния
Глициния в картах четырёх сезонов Ханафуда соответствует апрелю. В апреле распускаются цветы глицинии и начинает куковать кукушка. Парный образ кукушки и глицинии как символ начала лета присутствует уже в самой ранней японской поэтической антологии VIII века "Манъёсю". Цветы глициний не остались не замеченными в знаменитой "Повести о Гэндзи" Мурасаки Сикибу. 33я глава у него так и называется – Фудзиураба («Листья глициний»): «…Весенние цветы прекрасны, спору нет. Кто не восхищается, глядя, как раскрываются один за другим, поражая разнообразием оттенков? Но, непостоянные, они покидают нас, опадая. Когда же мы печалимся, о них сожалея, вдруг зацветает глициния и цветёт «до самого лета». Ветви глицинии обычно обвивают растущие рядом деревья чаще всего, в японской поэтической традиции, сосны. До сих пор широко бытует устойчивое выражение «Если сосна высокая, то и глициния длинна». То есть, если пользоваться чьей-либо поддержкой и опираться на близких, то можно достичь успеха.
***
До самого лета
Цветами украшены пышными
Плети глициний.
Ветви могучие сосен.
Когда цвести должны вишнёвые цветы!
***
© Мурасаки Сикибу
***
Ведь даже от легчайших взмахов крыльев
Кукушки, распевающей средь лета,
Цветы осыпались –
Как видно, час расцвета уже прошёл для вас,
Цветы лиловых фудзи!
***
© Отомо Якамоти
Ирис
Май считается месяцем ирисов. Японский ирис называется Kakitsubata, это пурпурно-фиолетовые цветы разных оттенков. Растет ирис во влажных районах, на мелководье, предпочитает заболоченные пруды и достигает больших размеров. Kakitsubata или Iris Laviegata культивируется в Японии более тысячи лет, а некоторые сорта, упомянутые в японском садоводческой книге в конце 1600 года, по-прежнему выращиваются. Ирисы были не только одним из самых любимых и почитаемых в Японии цветов, но так же служили напоминанием о празднике мальчиков – тангоно сэкку (Праздник первого дня лошади), который ещё назывался сё:буно сэкку (Праздник ирисов). По традиции в этот день готовилась ритуальная еда - рисовые колобки, завёрнутые в листья ириса или бамбука. Чтобы отогнать несчастья, листья ириса, форма которых напоминает самурайский меч, часто раскладывали на крышах домов, под карнизами, у входа в дом. В XVII в. появился обычай готовить ванну с добавлением листьев ириса, а также пить в качестве средства от простуды особое сакэ с измельчённым ирисом. В настоящее время ирис остаётся одним из самых любимых в Японии летних цветов. Япония по праву считается патриархом разведения ирисов в мире - за пять веков здесь выведено свыше тысячи сортов. В наиболее известных садах и парках страны до сих пор продолжают устраивать праздники ирисов – аямэ мацури.
***
Ирис на берегу.
А вот другой — до чего похож! —
Отраженье в воде.
***
© Мацуо Басё
***
Грущу о былом –
В обрамленье ирисов алых
Журчащий ручей.
***
© Такахама Кёси
Японские незабудки Lithospermum purpurocaeruleum
В отличие от финикийцев для получения пурпура японцы не использовали моллюсков, а получали пигмент для окрашивания ткани в цвет мурасаки из корней растения Lithospermum purpurocaeruleum, родственника нашей незабудки. Корни у этого растения темно-фиолетовые. Растение выращивается в Японии с периода Нара. А с периода Хэйан одежда, окрашенная мурасаки, ограничивалась для ношения лишь императорским домом и придворными дамами. Lithospermum purpurocaeruleum использовался и в традиционной японской медицине, в период Эдо, например, этим красителем окрашевали шелковые повязки для лечения воинов, получивших ранение в голову. В эпоху Мэйдзи японцы начали применять синтетические красители, но секрет получения красителя из корней Lithospermum purpurocaeruleum не утерен, хотя и потерял коммерческую ценность.