Вода и камни
Классическим мокрым садом является СИНДЗЮКУ ГЁЭН в Токио. Сад был спроектирован вокруг виллы, принадлежащей Лорду Наито - даймё (феодалу) периода Эдо. (Период Эдо имеет временные рамки с 1600 по 1868 год, но этот сад начал создаваться в конце 18 века по европейскому летоисчислению) Завершилось создание сада в 1906 году, и тогда же он получил статус Императорского. Этот парк можно разделить на две составляющие, европейский регулярный сад и мокрый японский, сформированный вокруг пруда с карпами. Стиль архитектуры, расположенного в саду чайного домика, нарочито китайский. Само расположение чайных павильонов, соединяющихся друг с другом крытыми коридорами, напоминает об аристократических виллах эпохи Хэйан (с 8 по 12 век - эту эпоху называют периодом правления аристократов). Несмотря на свой светский вид, сады с прудами также имеют непосредственные связи с дзен-буддизмом. Аранжированные строго географически (фасад павильонов должен смотреть на юг), они повторяют топографию так называемого Западного рая Будды Амиды.
С 5-6 веков нашей эры под влиянием буддизма японские мокрые сады стали символическим выражением буддийской Вселенной. Центром ее считалась гора Сумэру, которую в саду обозначал небольшой холм посреди пруда, повторявшего священное озеро Мунэцуноти. Камни в пруду изображали девять островов и восемь морей буддийского космогонического мифа. В садовом искусстве Японии главными элементами всегда были вода и камни. Вода - символ отрицательной, женской, темной, мягкой силы инь, а камни - светлой, мужской, положительной, твердой силы ян. Их вечное противостояние и неразрывное единство являются основой существования мира. На садах эпохи Хэйан отразилось распространение в Японии учения буддийской секты Дзёдо (Чистая земля), провозглашавшей веру в Будду Амида (Будда Западного рая). Придворные аристократы стали создавать вокруг своих вилл сады, воспринимавшиеся как земное воплощение рая Амиды. Они отражали утонченный дух придворной культуры и отвечали потребности в лирическом вдохновении и изысканных эмоциях от созерцания Красоты в круговращении времен года. Основное предназначение такого сада - место для прогулок. Большинство известных сухих садов, расположены на территории дзенских монастырей, их организация и внешний вид тесно связаны с буддийской традицией
Дзэнская культура создала еще один замечательный вариант сада - чайный. Сад, расположенный перед входом, а точнее, ведущий ко входу в чайный павильон, выступает важным компонентом церемонии, помогая участникам настроиться на предстоящее действо. Эстетика сада в данном случае целиком соотносится с идеалами Чайной церемонии, базирующимися на принципах простоты, скромности, естественности, неброского очарования... Известна история о великом мастере чайной церемонии Сэн-но Рикю (XVI в.) и его сыне. Сенсей поручил сыну убрать сад. Тот добросовестно подмел, вымыл все до чего смог достать: фонари, камни, дорожки; но отец каждый раз говорил, что еще не убрано. И когда сын уже не знал, что и делать, Рикю подошел к алевшему осенней листвой клену и тряхнул его. Опавшие кленовые листья придали саду недостающее очарование увядающей красоты.
***
© Арина Морозова